Годовой оборот компании – это совокупный, или валовый доход, который включает все поступления в текущем периоде. Это не только выручка, но и денежные средства от аренды имущества (субаренды), банковские поощрения за использование услуг, а также иные поступления, которые привели к увеличению капитала.
Основной удельный вес в доходе занимает выручка от производственно-хозяйственной деятельности. В торговле это продажа товаров, в производстве – объем отгрузки собственной продукции, в сервисных службах – количество оказанных услуг. Зная сумму показатель годового оборота и сумму расходов, можно определить прибыль компании за год.
Успешность бизнеса оценивается по показателям прибыли и рентабельности, а не по общей сумме поступивших средств. Если у компании издержки превышают сумму дохода за отчетный период, то в бухгалтерском балансе отражаются убытки. При прогнозировании экономических показателей важно найти оптимальное соотношение между затратами и выручкой, чтобы заработать прибыль, которую после уплаты налогов можно направить на развитие предприятия.
Расчет годового оборота
В период планирования финансового года анализируются финансовые показатели истекшего периода. При использовании прямого метода в прогнозировании за основу берется гарантированный спрос на товары (услуге), и рассчитывается валовый доход (В) путем умножения сопоставимого объема проданной продукции (К) на стоимость единицы этой продукции (Ц). Результат можно откорректировать, учитывая коэффициент инфляции и изменение объема.
Например, годовой объем услуг предприятия малого бизнес составил 5 млн рублей. Руководство предприятия планирует увеличить годовой оборот на 10%, при этом показатель прогнозируемой инфляции составляет 4%. Расчет будет следующим:
5 млн × 1,1 × 1,04 =7,7 млн.
Второй метод прогнозирования годового оборота – расчетный. Этот вариант вычислений чаще используется тяговыми компаниями. В данном случае объем корректируется су четом количества остатков товаров на начало года. Валовый доход рассчитывается путем суммирования остатков товара на начало года (O1), товаров, которые планируется продать в следующем году (Т) и прогнозируемых остатках на конец года (О2). Остатки на начало года указываются в ценах реализации закончившегося периода (года), показатель О2 – в планируемых ценах реализации.
Расчетный метод считается более точным и наглядным, поскольку учитывает динамику цен, изменение направлений продаж и организационных условий, влияние инфляции на формирование стоимостных показателей. Для планирования потоков поступления выручки по месяцам проводится анализ спроса и объема продаж в предшествующих сопоставимых периодах.
Для чего нужно прогнозировать годовой оборот
Расчетный показатель годового оборота – важный ориентир в развитии бизнеса для экономистов и руководителей фирмы. Снижение объемов выручки при увеличении издержек указывает на неэффективную деятельность, необходимость принятия срочных мер по оздоровлению финансовой ситуации в компании.
Уменьшение объемов продаж (услуг) может быть связано с ухудшением экономической ситуации в регионе, что почти всегда приводит к потере платежеспособности населения. Как правило, при оздоровлении экономики спрос на предложения фирмы восстанавливается. Если же снижение годового оборота происходит в условиях стабильности, необходимо провести анализ деятельности, чтобы установить причину кризиса (устаревший ассортимент, появление конкурентных товаров, завышенные цены и т. д.). Регулярное проведение аналитической работы в разрезе отдельных показателей – важнейшее условие сохранение позиций бизнес-структуры.