Как и зачем проводить факторный анализ прибыли

Как и зачем проводить факторный анализ прибыли

Для своевременного и грамотного реагирования на изменение условий, которые оказывают влияние на деятельность предприятия, необходима соответствующая аналитика. Грамотно оценить финансовые результаты предприятия можно с помощью проведения факторного анализа. Это методика позволяет определить рациональность используемых ресурсов и прибыли, которую получает предприятие. Предлагаем разобрать основные моменты факторного анализа, в том числе цели и алгоритм его проведения.

Основные задачи факторного анализа

В основе проведения факторного анализа лежит оценка влияния факторов на результат финансовой деятельности компании. В процессе необходимо выявить причины влияния и разработать способы, которые будут способствовать увеличению прибыли.

Никто не станет спорить, что успешность предприятия выражается в величине его прибыли. При проведении факторного исследования осуществляется комплексная оценка всех факторов, которые тем или иным образом влияют на итоговую прибыль. Учитывать стоит не только объемы продаж, но и ассортимент товаров, затраты, изменение себестоимости, ценовой политики. На прибыль влияет 2 важных фактора:

  • рост или снижение объема реализации – при возрастании объема реализуемой продукции увеличивается финансовое состояние компании;
  • изменения в структуре продукции – для увеличения общей прибыли должно происходить увеличение объема более рентабельных видов продукции.

После факторного анализа руководство предприятия сможет грамотно разработать план для развития дальнейшей деятельности организации на основании оценки рентабельности за определенный период. Чтобы это сделать, необходимо установить факторы влияния, выявить взаимосвязь – и только после этого приступать к поиску способов для повышения прибыли.

Какие показатели учитываются при проведении факторного анализа прибыли

Для проведения факторного анализа прибыли составляется сводная таблица. Данные в эту таблицу могут заноситься из бухгалтерского отчета о прибыли и убытках. При этом учитываются показатели за предыдущий и текущий отчетный периоды. Особое внимание стоит обратить на несколько факторов:

  • коммерческие и управленческие расходы;
  • выручка от реализованной продукции;
  • себестоимость продукции;
  • прибыль;
  • индекс изменения цен.

Рассчитываются абсолютные и относительные показатели изменений между предыдущим и отчетным периодом.

Формулы расчета

Для начала необходимо оценить изменение доходов, как разность между текущей прибылью и показателем за предыдущий период:

ΔП = П1 – П0.

Далее вычисляется прирост объема (Q1 – выручка за текущий период, Q0 – выручка за прошлый период):

ΔQ = Q1 / Q0 × 100 – 100.

Проанализировать изменения в объеме реализованной продукции можно следующим способом:

ΔП1 = П0 × ΔQ ÷ 100

После этого можно переходить к анализу влияния себестоимости (С0 – себестоимость по прошлому периоду, С1 – себестоимость по текущему периоду):

ΔП2 = С0 – С1.

При расчете изменений продажной стоимости из выручки по текущим ценам вычитается выручка базисная:

ΔП3 = Q1 – Q2.

На итоговую прибыль влияет структура товара:

ΔП4 = ΔП – ΔП1 – ΔП2 – ΔП3.

Заключительная формула позволит установить и проанализировать влияние суммы факторов:

ΔП = П1 – П0 = ΔП1 + ΔП2 + ΔП3 + ΔП4.

На основании полученного результата можно будет понять, какой из резервов позволит увеличить прибыли предприятия. Руководитель компании может принять любое решение: расширить ассортимент товаров, проработать качество продукции, снизить себестоимость отдельных компонентов или полностью товара, увеличить объемы реализации (расширить производство).