Успех любого бизнеса в первую очередь зависит от комплексного подхода к его организации. Не последнюю роль играет то, какими методиками пользуется компания для анализа, разработки рабочей программы и ее реализации. Одним из самых популярных подходов сегодня признан SWOT-анализ. Он позволяет детально изучить конкретные аспекты бизнеса, чтобы определить его сильные и слабые стороны, а также направление развития.
Составляющие SWOT-анализа
Методика опирается на четыре группы факторов, используемых для изучения состояния бизнеса:
- сильные стороны – S Изучаются положительные стороны и преимущества фирмы: качество товаров, услуг и сервиса, конкурентоспособность предложения, ценовая политика, уровень осведомленности клиентов о продукции и пр.;
- слабые стороны – Weaknesses. В эту группу входят слабые аспекты и даже минусы фирмы, которые необходимо устранить в будущем. Например, качество товаров или услуг хуже, чем у конкурентов, рекламная кампания недостаточно проработана, целевая аудитория определена неправильно, отсутствует диалог с потенциальными покупателями и пр.;
- возможности – Opportunities. Потенциал фирмы в определенных сегментах, дополнительные инструменты. Например, планируется открытие интернет-магазина, снижение времени доставки, расширение ассортимента и т. д.;
- угрозы – Threats. Потенциальные проблемы, которые могут ударить бизнесу. Касаются, как правило, возможностей конкурентов. Это могут быть более широкая сеть сбыта, возможность улучшить качество, снизить цены и пр.
В таких четырех направлениях и нужно работать для улучшения результата.
Как сделать правильный SWOT-анализ и помочь фирме
Чтобы грамотно проанализировать текущую ситуацию, определить слабые и сильные стороны, аккумулировать и направить ресурсы, необходимо придерживаться следующих рекомендаций по использованию методики:
- анализ проводится по каждой составляющей бизнеса по отдельности: каждый отдел, каждая группа товаров (или отдельно товар), каждый рынок сбыта;
- четкое разделение всех групп. Важно понимать, что преимущества и возможности, как слабые стороны и угрозы – это разные аспекты. Преимущества и недостатки являются внутренними факторами фирмы и целиком зависят от нее. Тогда как возможности и угрозы носят внешний характер, из-за чего их нельзя до конца контролировать. Это следует учитывать при разработке стратегии;
- анализ со стороны клиента. Преимущества и недостатки компании необходимо прорабатывать от лица потенциального покупателя. Важно понять, что ему нужно, что нравится или вызывает негативную реакцию. Для получения дополнительных сведений можно провести опрос или другие виды диалога с потребителями;
- простая формулировка. Все задачи, определяемые на основе анализа, должны быть сформулированы просто и понятно, чтобы их можно было быстро интегрировать в рабочий процесс. Сложные задачи следует разбивать на несколько небольших;
- улучшение состояния. Необходимо искать возможности улучшить сильные стороны и возможности компании, а также избавиться от недостатков и минимизировать негативное влияние внешних факторов.
Все данные, получаемые в ходе SWOT-анализа, вносятся в специальную таблицу. Результатом работы станет понятная схема, в каком направлении следует двигаться компании для улучшения своих показателей на рынке. При необходимости через определенное время можно повторить анализ и сравнить данные, чтобы выявить динамику изменений.