Коммерческая тайна: как предпринимателю обеспечить защиту бизнеса

Коммерческая тайна: как предпринимателю обеспечить защиту бизнеса

Владельцам патентуемых технологий, инновационных производств следует четко прояснить, что такое коммерческая тайна, как защитить свой бизнес. Коммерческой тайной называют особый режим, который устанавливается в компании и подразумевает конфиденциальность определенных данных. Обладание такими данными позволяет получить (повысить) доход, избежать значительных затрат, получить другую коммерческую выгоду.

Этот режим может вводиться в отношении сведений, имеющих ценность и неизвестных сторонним лицам. Их называют информацией, которая содержит коммерческую тайну. Собственник такой информации сам принимает решение об установлении режима коммерческой тайны. Если вы не хотите, чтобы эти сведения стали известны конкурентам, использовались в неправомерных целях, необходимо ввести данный режим.

Коммерческая тайна – характеристики сведений

Вот основные характеристики информации, которая содержит коммерческую тайну. Она:

  • дает возможность получения финансовой выгоды;
  • не содержит гостайны;
  • является собственностью конкретной компании (предпринимателя) и не принадлежит сторонним лицам;
  • не должна, по мнению обладателя, находиться в свободном доступе.

К таким сведениям могут относиться инновационные разработки, базы данных, технические или организационные данные, рецептуры. Режим коммерческой тайны не устанавливается в отношении:

  • правоустанавливающих документов;
  • данных о соответствии экологическим, противопожарным, санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • сведений о количестве работников, руководящем составе и персонале, условиях труда, задолженности по трудовым договорам;
  • данных о нарушениях законодательных норм;
  • конкурсных условий по приватизации активов;
  • другой информации, которая должна быть доступной в соответствии с действующим законодательством. 

Как защитить бизнес

Чтобы защитить сведения, содержащие коммерческую тайну, владелец бизнеса должен провести ряд мероприятий:

  • составить четкий перечень сведений, которые содержат коммерческую тайну. Включение в него информации из вышеуказанного списка не допускается. Но следует учесть, что информация, на которую распространяется режим коммерческой тайны, должна предоставляться по официальным запросам госорганам, муниципальным органам, службам правопорядка. Соблюдение конфиденциальности в данном случае гарантируется;
  • приказом по организации установить режим коммерческой тайны, разработать регламент обращения с соответствующей информацией, составить список сотрудников, имеющих к ней доступ, обозначить документы грифом «Коммерческая тайна»;
  • заключить с сотрудниками, которым открыт доступ к информации, соглашения о неразглашении коммерческой тайны;
  • создать условия для хранения документов (отдельные помещения, специальные шкафы или сейфы).

Санкции за нарушение секретности

Режим секретности соблюдается в течение всего периода, на который он установлен. В случае увольнения сотрудника, имевшего доступ к соответствующим данным, он обязан соблюдать соглашение в течение всего срока действия. За нарушение режима предусмотрены такие виды ответственности:

  • дисциплинарная – расторжение трудового договора с сотрудником, нарушившим обязательства о неразглашении коммерческой тайны;
  • гражданско-правовая – компенсация организации убытков (в том числе упущенной выгоды), которые она понесла вследствие нарушения режима коммерческой тайны;
  • административная – наложение штрафных санкций на граждан или должностных лиц.

За сбор и незаконное разглашение данных, составляющих коммерческую тайну, предусмотрена также уголовная ответственность в виде штрафа, исправительных или принудительных работ, лишения свободы. Сроки устанавливаются в зависимости от тяжести преступления.