Создание юридического лица в обязательном порядке предполагает формирование УК, или уставного капитала – стартовой суммы средств, необходимой для осуществления коммерческой деятельности. Сюда вносят активы участники правления согласно своим будущим долям. Эти операции необходимо отражать в учете, проводя соответствующие бухгалтерские проводки. Важно учитывать: существует разница между внесением денежных средств, имуществом и потенциальным увеличением размера УК.
Создание предприятия
Первое отражение в учетной документации осуществляется при регистрации компании и внесении взносов в общий фонд. Отражается полная сумма по вкладам на счетах: ДТ-75 – КТ-80.
Анализ по счету 80 осуществляют по:
- разным стадиям формирования предприятия (в зависимости от формы: АО, ПАО и пр.);
- участникам состава учредителя;
- типу акций (актуально для акционерных обществ).
Остаток по кредиту должен быть равен размеру фонда, который определяется в зарегистрированной учредительной документации. Соответствующие проводки по счету 80 проводятся только в случае внесения изменений в документы. На счете 75 отражаются расчеты с членами правления.
Внесение средств в УК имуществом
Как правило, уставной фонд формируется путем внесения в него денежных средств будущими участниками. Однако он может быть составлен и за счет различного имущества, стоимость которого будет заблаговременно определена. К нему относят:
- акции;
- необоротные активы (права на интеллектуальную собственность, лицензии, патенты, земельные участки, имущество в лизинге и пр.);
- товары;
- материальные и производственные запасы (МПЗ): сырье и расходные материалы.
При передаче такого имущества составляется учредительный договор, по которому будет определена стоимость, учитываемая в бухгалтерском отчете. Руководителем проводится корректировка фактической стоимости имущества до конечной суммы, вносимой в УК (для этого используется счет 91).
Если в качестве взноса используется имущество, облагаемое НДС при покупке, в случае его предъявления бюджету проводятся дополнительные операции. Руководящее лицо предприятия осуществляет частичное или полное восстановление суммы налога и вносит его в итоговую сумму вклада, отражая все это в соответствующей документации. Лицо, передающее имущество в фонд, оплачивает НДС, а получатель переносит его в вычеты.
В рамках данных операций проводятся бухгалтерские проводки по следующим счетам:
- получатель: ДТ-07 – КТ-75 для самого имущества и ДТ-19 – КТ-75 для НДС;
- учредитель: ДТ-02 – КТ01, ДТ-76 – КТ-01, ДТ-76 – КТ-68, ДТ-76 – КТ-91.
Увеличение размера фонда
Определенная сумма уставного капитала, необходимая для регистрации предприятия, в будущем может быть увеличена путем внесения денежных средств или имущества. Эта возможность предусмотрена действующим законодательством при условии, что участники общества выразили согласие на процедуру. Важно соблюдать одно условие: основная часть фонда и дополнительная часть, на которую увеличивают капитал, должны быть полностью уплачены.
Все моменты, касающиеся бухгалтерских проводок и отчетности, соответствуют тем, которые актуальны на момент создания юридического лица. Итоговые суммы и сроки уплаты определяются в соответствующем документе.
Проводки по определению обязательств выполняются на дату принятия решения об изменении размера УК. А бухгалтерские проводки по фактической уплате – на момент перечисления средств или передачи имущества при условии, что его стоимость была уже определена.