Любая компания, официально работающая на территории РФ, должна соблюдать определённые законодательные нормы, в том числе и те, что касаются уплаты налогов и различных отчислений. Если ФНС решит, что предприятие нарушает действующее законодательство, реализует какие-то мошеннические схемы или иным способом ведёт запрещённую деятельность, может быть принято решение об инициации выездной проверки. Соответствующее уведомление отправляется компании.
Проверка предполагает приезд на объект сотрудников ФНС, которые штудируют документацию и различные данные с целью найти нарушения с последующим наложением штрафов. На практике служба нередко превышает полномочия или предъявляет незаконные требования с целью получить дополнительные средства за обнаруженные нарушения, которых на деле нет. Поэтому каждая компания, даже будучи уверенной в прозрачности и правильности осуществляемой коммерческой деятельности, должна понимать, что могут и не могут делать специалисты при выездной проверке, чтобы обезопасить себя.
Четыре распространённых незаконных требований налоговиков при выездной проверке
Очень часто представители ФНС требуют дополнительную информацию, к которой по закону не могут получить доступ, чтобы доначислить налоги или наложить дополнительные штрафы. От подобных манипуляций необходимо себя защитить. Чаще всего к незаконным требованиям и действиям относят следующее:
- требование дополнительных оригиналов документов. Может быть ситуация, когда в ходе выездной проверки, назначенной для анализа отчётной документации за 2018год, налоговики требуют документы за 2017 год. Если в решении ФНС не указан этот год как предмет проверки, вы имеете право отказаться предоставлять отчёты. Если же необходимость в этом есть и она подтверждена на бумаге, предварительно проверьте всю предоставляемую документацию на предмет наполнения и правильности оформления;
- большое количество проверяющих. При организации проверки составляется решение, в котором указывается список лиц, участвующих в мероприятии. Во время визита сотрудников службы проверьте, сколько людей присутствует. Нередко налоговики приводят лиц, которые не указаны в списке и не имеют никакого отношения к процессу. Их вы можете не допускать на объект и ограничить им доступ к документации;
- доступ к электронным базам данных. Бывают ситуации, когда представители выездной проверки с целью ускорить процесс просят предоставить доступ к компьютеру, на котором установлено бухгалтерское ПО и хранятся электронные базы. В рамках процедуры вы должны предоставить только печатную документацию. Можно отказать в доступе к электронным документам и данным. Однако учтите, что если возникнет необходимость дополнительно распечатать отчёты и другие данные, то в случае затягивания процесса инспектор имеет право изъять и компьютер, ссылаясь на статьи № 31 и 94 Налогового кодекса. Имеет смысл выделить отдельный ПК, на котором будут храниться только копии бухгалтерского ПО и отчетности;
- допрос персонала. Налоговики вправе организовать допрос сотрудников, в ходе которого будут пытаться получить секретную информацию. Чтобы избежать лишних проблем, проинструктируйте персонал относительно того, что они могут говорить, а на какие вопросы отвечать не должны. Также ограничьте возможные контакты налоговой службы с сотрудниками, оставив основной диалог для главного бухгалтера и директора. В случае невозможности отказаться от допроса требуйте присутствия юриста. Важно понимать, что у представителей проверки есть строго ограниченный перечень вопросов, которые они могут задавать на законных основаниях.