Законодательство о трансфертном ценообразовании распространяется на холдинги, международные компании, состоящие из нескольких организаций. Эти предприятия вправе проводить сделки между собой, устанавливая цены, которые в значительной степени отличаются от рыночных. Таким образом, структуры, входящие в одну масштабную организацию, продают друг другу товары и услуги по удобной стоимости.
Цель трансфертного ценообразования
Цель проведения сделок с использованием трансфертного ценообразования – снижение налоговой нагрузки. Система расчетов применяется компаниями, имеющими представительства в других государствах, в том числе Российской Федерации.
Уменьшить сумму налогов можно за счет перераспределения средств между структурами одного холдинга, направляя большую часть в страны с низкими ставками налогов. Многие страны расценивают такой способ снижения налоговой нагрузки нелегитимным, поэтому в данной сфере формирования цен установлен строгий контроль над финансовыми операциями участников.
Российское законодательство в области ценообразования
Установление собственных (внутренних) цен в пределах одной корпорации – законная операция, разрешенная в нашей стране. Однако участники организаций должны соблюдать требования налогового законодательства, чтобы избежать неприятных последствий. В частности, к контролируемым налоговой службой операциям относятся:
- сделки между взаимозависимыми организациями, превышающими сумму 1 млрд рублей ежегодно;
- все операции, проводимые между филиалами, расположенными за рубежом;
- сделки с участниками объединений, расположенных в СЭЗ (добыча полезных ископаемых), плательщиков НПИ, если оборот превышает 60 млн рублей ежегодно;
- сделки между филиалами, где один участник – организация на особом налоговом режиме (ЕНВД, ЕСХН), если ежегодный оборот превышает 100 млн рублей;
- сделки между взаимосвязанными лицами, сумма которых превышает действующий установленный размер;
- одна сторона не является плательщиком налога на прибыль или работает с применением нулевой ставки, другая – применяет общий режим налогообложения, если сумма проведенных сделок превышает 60 млн рублей.
Специальные правила установлены также для сделок между резидентами свободной экономической зоны и нерезидентами, для компаний, добывающих углеводородное сырье на новых морских месторождениях, для участников региональных инвестиционных проектов, при использовании оффшорных зон и в некоторых других случаях.
Регулирование трансфертного ценообразования
Налоговый кодекс России определяет алгоритмы расчета, используемые в рамках налогового контроля при совершении сделок между взаимозависимыми лицами. К ним относятся методы:
- затратный;
- цены последующей реализации;
- сопоставимых рыночных показателей;
- сопоставимых экономических показателей (рассматривается рентабельность);
- распределения прибыли;
- независимой оценки.
Приоритетным алгоритмом считается метод сопоставимых рыночных показателей. Данная методика является обязательной в использовании при определении механизма формирования цены, если на рынке проводились аналогичные сделки либо продавали точно такие же товары.
В том случае, если использование методики сопоставления рыночных цен не представляется возможным либо не позволяет сделать объективные выводы относительно соответствия цен рыночным стоимостным показателям, применяются другие методики расчета. Важно, чтобы выбранный способ позволил сделать обоснованный вывод о соответствии (несоответствии) ценового показателя действующему механизму формирования стоимости на рынке.
При выборе методики учитываются полнота и достоверность данных, используемых для расчета, также объективность корректировок (в случае их представления в документах), применяемых для обеспечения сопоставимости показателей.