Что такое учетная политика, особенности учета

Что такое учетная политика, особенности учета

Согласно законодательству, все субъекты хозяйственной деятельности (индивидуальные предприниматели, компании и организации) должны вести бухгалтерский учет. Общие правила его ведения и организации также установлены нормативно, но юридическому лицу нужно конкретизировать эти правила под себя посредством принятия внутренних актов. Совокупность таких документов называется учетной политикой предприятия, которой обязаны придерживаться все лица, ответственные за ведение бухучета на нем.

Для чего нужна учетная политика?

Учетная политика – это совокупность внутренних актов юр. лица, которыми устанавливаются способы ведения бухгалтерского и налогового учета, составления и представления финансовой и бухотчетности. Это может быть один документ или несколько актов, регулирующие разные вопросы касательно бухучета в компании.

Возможность принимать эти документы самостоятельно предоставлена юридическим лицам, чтобы они могли выбрать оптимальный из предложенных способы, опираясь на собственную структуру, виды деятельности, отраслевые особенности и другие особенности работы. Такая персонализация позволяет организовать процесс максимально удобно, оставаясь в рамках закона.

Например, субъектам малого бизнеса прописать положение об упрощенном бухгалтерском учете, который значительно облегчает его ведение (меньше форм, более простое отображение хозяйственных операций и т. п.).

Без учетной политики компания не сможет вести полноценную деятельность. Основные нормативные документы в этой сфере – ФЗ «О бухучете» и различные федеральные стандарты, утверждаемые Минфином. 

Содержание документа

В учетной политике юридического лица должны быть отражены следующие сведения:

  • формы учетной и первичной документации, которые содержат факты о проведенных компанией хозяйственных операциях;
  • перечень счетов бухучета, которые будут применяться для отображения хозяйственных операций;
  • порядок документооборота и обмена информацией на предприятии (сроки, периодичность, ответственные лица и т. п.);
  • порядок оценки стоимости активов и пассивов юрлица, проведения инвентаризации;
  • меры контроля за достоверностью и правильностью ведения бухучета;
  • методы оценки обязательств и отдельных видов имущества;
  • иные способы ведения бухгалтерского учета компании.

Учетная политика не должна дублировать положения общих нормативных актов. Если законодательно не предусмотрено вариантов, а закреплено единое правило учета и отчетности, дополнительно прописывать его во внутреннем документе юрлица не нужно. Оно и так действует в отношении компании.

Особенности составления

Что касается правил составления учетной политики организации, есть несколько основных нюансов:

  • документ разрабатывается главным бухгалтером или другим лицом, ответственным за ведение бухучета (можно также прибегнуть к аутсорсингу);
  • утверждает учетную политику руководитель юрлица посредством издания приказа, постановления, решения или другого документа по сложившейся в компании практике делопроизводства;
  • принятая учетная политика применяется на постоянной основе, из года в год. Ее не нужно постоянно пересматривать, а изменения вносятся в связи с нововведениями в способах учета, действующем законодательстве.

Обратите внимание, что принятая учетная политика юрлица обязательна к применению также во всех его филиалах, представительствах и подразделениях. В том числе тех, что располагают собственным балансом.