Как составить бухгалтерский баланс

Как составить бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – один из ключевых документов любого предприятия. В нем отражаются все процессы, которые происходят в компании за отчетный период. Приобретение товаров, получение услуг, оформление кредита, получение прибыли за реализацию товаров услуг, выплата налогов и заработанных плат – все это заносится в бланк в соответствующие разделы: Дебит (активы компании) и Кредит (пассивы компании). В конце указывается сформированный баланс, где в идеале Дебит и Кредит сходятся. Составление данного документа – головная боль любой фирмы. Неправильный учет хотя бы одной позиции приведет к тому, что данные не сойдутся и документ не будет принят налоговой службой. Чтобы минимизировать риск ошибок, важно понимать, как он составляется.

Структура бухгалтерского баланса

Документ включает в себя две основных таблицы:

  • активы;
  • пассивы.

К активам относят имущество и денежные средства фирмы, которые она может использовать в своей деятельности. Здания, транспортные средства, оборудования – все это входит в данную категорию. Также к активам относят и средства, которые должны данному предприятию другие лица – дебиторская задолженность. Всего можно выделить две группы: внеоборотные и оборотные активы.

Пассивы – это различные ресурсы, необходимые для формирования капитала компания, а также полученные займы и кредиты. Этот раздел включает:

  • капитал и резервы;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

Правила заполнения

Чтобы правильно заполнить бухгалтерский баланс, нужно придерживаться следующих требований:

  • данные формируются на 31 декабря отчетного года;
  • источником данных для формирования баланса является бухгалтерский учет компании;
  • при отражении аналогичных данных в статьях за два предыдущих периода берутся данные на 31 декабря;
  • при наличии филиалов предприятие составляет единый баланс по всей организации;
  • используются данные оборотно-сальдовой ведомости;
  • числовые данные вносятся целыми значениями. Округление осуществляется по стандартным математическим правилам;
  • единица измерения – тысячи рублей. Миллионы не используются;
  • если для заполнения определенных строчек нет данных, проставляются прочерки;
  • отрицательные значения помещаются в круглые скобки и вычитаются в итоговых расчетах;
  • если отчетность подлежит обязательному аудиту, указываются сведения об аудиторе;
  • указываемые данные должны коррелировать с цифрами из отчетов по предыдущим периодам.

Порядок составления бухгалтерского баланса

Сложность оформления данного документа заключается в большом объеме информации, которую нужно собрать и отразить в соответствующих статьях. Чтобы минимизировать риски совершения ошибок, необходимо соблюдать порядок заполнения:

  • указание реквизитов компании. На титульном листе должны фигурировать дата составления формы, дата, на которую составляется баланс, название фирмы, идентификационный номер, форма собственности, юридический адрес;
  • заполнение раздела активов. Для заполнения статей активов (средства фирмы, имущества, амортизация, дебиторская задолженность, запасы, деньги в кассе) берутся данные из оборотно-сальдовой ведомости;
  • заполнение раздела пассивов. Аналогично предыдущему пункту (уставной и резервный капиталы, заемные средства, кредиторская задолженность);
  • сопоставление значений. Актив и Пассив должны сойтись. Если этого не произошло, где-то указаны данные неверно или отсутствуют статьи. Необходимо перепроверить входящую информацию.

Если все сделано верно, то бухгалтерский баланс можно подавать в ФНС.