Организация бухгалтерского учета на предприятии

Организация бухгалтерского учета на предприятии

Организация бухучета на предприятии – это создание системы отражения финансово-хозяйственных операций и ведения документооборота в соответствии с нормами законодательства. Грамотная постановка учета необходима для правильного составления бухгалтерской и налоговой отчетности, оптимизации налогообложения, обеспечения эффективной деятельности структурных подразделений. 

Принципы организации бухучета

Система ведения учета на предприятии регламентируется положениями ПБУ, законом 402-ФЗ, а также нормативными актами, издаваемыми Правительством РФ, Министерством труда и Министерством финансов.

Ответственность за организацию бухучета на предприятия лежит на руководителе компании, который утверждает:

  • штат бухгалтерской службы;
  • кандидатуру главного бухгалтера;
  • кандидатуру финансового директора.

На малом предприятии с небольшой численностью допускается ведение бухучета одним лицом. Директор может также принять решение о передаче функций бухгалтерии сторонней организации. В этом случае ответственность за достоверность данных, отраженных в обязательной отчетности и внутренних документах предприятия, несет компания, с которой заключен договор аутсорсинга.

Автоматизация бухучета на предприятиях

Каждое предприятие обязано разрабатывать и утверждать учетную политику, положение об оплате труда, формы ведения бухучета. Для отражения финансовых операций используется рабочий план счетов, утвержденных законодательством.

Выбор системы ведения бухгалтерского учета основан на нескольких факторах:

  • количество структурных подразделений;
  • численность сотрудников;
  • профиль основной деятельности;
  • количество видов деятельности;
  • особенности системы управления;

В профессиональной области различают несколько систем организации бухучета: мемориально-ордерную, журнал-главную, журнально-ордерную, упрощенную. Большинство предприятий используют специальное программное обеспечение для автоматизации ведения учета, адаптированное к видам и особенностям хозяйственной деятельности.

Бухгалтер вводит настройки в справочную систему, задает алгоритм ведения операций, вводит первичные документы (счета входящие, исходящие, кассовые и банковские операции, данные о зарплате и т. д.), на основании которых программа формирует журнал операций, оборотные ведомости по счетам, аналитические отчеты в разрезах каждого показателя, налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Отдельные автоматизированные программы составлены для бюджетной сферы, управленческого сектора, коммерческих и некоммерческих организаций разных направлений.

Качество организации бухучета

Независимо от выбранной формы, в учетной системе отражаются все хозяйственные и финансовые операции с документальным подтверждением, выводятся остатки по каждому счету на конец отчетного периода, отражаются начисленные и уплаченные налоги, дебетовая и кредитовая задолженность.

Качество ведения бухгалтерского и налогового учета зависит от квалификации и опыта ответственных лиц. Автоматическое формирование промежуточных отчетов в бухгалтерских программах позволяет контролировать правильность отражения данных, находить ошибки, связанные с «человеческим фактором», устранять неточности в отчетах.

При выборе аутсорсинга руководство получает определенные преимущества, главным из которых является избавление от ответственности за сдачу отчетов, начисление налогов, ведение учета в электронном и бумажном виде. Выбор в пользу штатной или независимой бухгалтерии основан на предпочтениях руководства, требованиях к конфиденциальности и финансовых возможностях предприятия.