Организация бухучета на предприятии – это создание системы отражения финансово-хозяйственных операций и ведения документооборота в соответствии с нормами законодательства. Грамотная постановка учета необходима для правильного составления бухгалтерской и налоговой отчетности, оптимизации налогообложения, обеспечения эффективной деятельности структурных подразделений.
Принципы организации бухучета
Система ведения учета на предприятии регламентируется положениями ПБУ, законом 402-ФЗ, а также нормативными актами, издаваемыми Правительством РФ, Министерством труда и Министерством финансов.
Ответственность за организацию бухучета на предприятия лежит на руководителе компании, который утверждает:
- штат бухгалтерской службы;
- кандидатуру главного бухгалтера;
- кандидатуру финансового директора.
На малом предприятии с небольшой численностью допускается ведение бухучета одним лицом. Директор может также принять решение о передаче функций бухгалтерии сторонней организации. В этом случае ответственность за достоверность данных, отраженных в обязательной отчетности и внутренних документах предприятия, несет компания, с которой заключен договор аутсорсинга.
Автоматизация бухучета на предприятиях
Каждое предприятие обязано разрабатывать и утверждать учетную политику, положение об оплате труда, формы ведения бухучета. Для отражения финансовых операций используется рабочий план счетов, утвержденных законодательством.
Выбор системы ведения бухгалтерского учета основан на нескольких факторах:
- количество структурных подразделений;
- численность сотрудников;
- профиль основной деятельности;
- количество видов деятельности;
- особенности системы управления;
В профессиональной области различают несколько систем организации бухучета: мемориально-ордерную, журнал-главную, журнально-ордерную, упрощенную. Большинство предприятий используют специальное программное обеспечение для автоматизации ведения учета, адаптированное к видам и особенностям хозяйственной деятельности.
Бухгалтер вводит настройки в справочную систему, задает алгоритм ведения операций, вводит первичные документы (счета входящие, исходящие, кассовые и банковские операции, данные о зарплате и т. д.), на основании которых программа формирует журнал операций, оборотные ведомости по счетам, аналитические отчеты в разрезах каждого показателя, налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Отдельные автоматизированные программы составлены для бюджетной сферы, управленческого сектора, коммерческих и некоммерческих организаций разных направлений.
Качество организации бухучета
Независимо от выбранной формы, в учетной системе отражаются все хозяйственные и финансовые операции с документальным подтверждением, выводятся остатки по каждому счету на конец отчетного периода, отражаются начисленные и уплаченные налоги, дебетовая и кредитовая задолженность.
Качество ведения бухгалтерского и налогового учета зависит от квалификации и опыта ответственных лиц. Автоматическое формирование промежуточных отчетов в бухгалтерских программах позволяет контролировать правильность отражения данных, находить ошибки, связанные с «человеческим фактором», устранять неточности в отчетах.
При выборе аутсорсинга руководство получает определенные преимущества, главным из которых является избавление от ответственности за сдачу отчетов, начисление налогов, ведение учета в электронном и бумажном виде. Выбор в пользу штатной или независимой бухгалтерии основан на предпочтениях руководства, требованиях к конфиденциальности и финансовых возможностях предприятия.