В чем преимущества электронной подписи для ИП

В чем преимущества электронной подписи для ИП

Индивидуальный предприниматель – полноценный представитель бизнеса, поэтому он обязан подчиняться законам и правилам, регламентирующим ведение коммерческой деятельности. Использование электронной цифровой подписи не является обязательным условием для работы субъектов предпринимательства, но без нее трудно обойтись тем, кто активно продвигает на рынке свою продукцию или услуги, взаимодействует с авторитетными компаниями и государственными структурами. 

ЭЦП в практической деятельности предпринимателя

Электронная подпись – уникальный код, используемый для идентификации документов и подтверждения их подлинности. Простая подпись и неквалифицированная ЭЦП создаются пользователем на компьютере самостоятельно и используются для передачи сидений личного характера. Квалифицированная подпись (КЭП) генерируется электронной программой с использованием методов криптографии. Юридическая сила удостоверения – та же, что и у личной подписи, которой заверяются бумажные документы с печатью.

Поставщики пакета услуг для создания подписи и обслуживания клиентов – удостоверяющие центры и их операторы, прошедшие специальную аккредитацию. Чтобы получить ЭЦП, предприниматель подает заявку на сайте уполномоченной организации. Выдается пакет документов в офисе или отправляется с курьером.

Удостоверяющий центр (УЦ) выдает заказчику USB-токен, цифрой носитель информации, необходимой для получения доступа к документам и их заверения. Заказчик получает сертификат с данными об открытом ключе и владельце подписи. Сведения передаются удостоверяющим центром в Реестр сертификатов. По окончании срока действия ЭЦП (1 год) генерируется новый ключ.

Актуальность ЭЦП для предпринимателя

Наличие ЭЦП позволит передавать документы контрагентам и контролирующим органам с любого компьютера. Кроме того, можно проводить банковские операции в сервисе «Клиент-банк». Доступ к программам или онлайн ресурсам происходит при использовании USB=токена. Механизм удостоверения документов предельно прост – вводится придуманный клиентом при активизации токена пароль.

Кроме перечисленных действий, цифровая подпись применяется:

  • для подачи заявлений в органы местного самоуправления и государственной власти;
  • для отправки исковых заявлений в Арбитражный суд;
  • для участия в конкурсах на госзаказы;
  • для подачи данных приборов в коммунальные службы (водоснабжение электроэнергия, и т. д.).

В этом списке представлены лишь наиболее распространенные ситуации, когда требуется электронная подпись. На самом деле документооборот с использованием ЭЦП с каждым годом расширяется, поэтому получение кода для индивидуального предпринимателя – дело времени. Государственные коммерческие, надзорные структуры взаимодействуют, в основном, дистанционно.

Преимущество приобретения ЭЦП для предпринимателя

Наличие ЭЦП позволяет рационально использовать время для развития и продвижения бизнеса. Отчет отправляется по электронным каналам связи за несколько секунд. Если надо внести исправления – отправляется корректировка. ИФНС и представители внебюджетных фондов присылают подтверждающие квитанции о получении отчета и его принятии (или возврате на доработку).

Другие преимущества получения ЭЦП

  • Возможность использования облачных бухгалтерских программ.
  • Упрощение взаимодействия с контрагентами.
  • Получение доступа к информации специализированных сайтов (авторизация – при наличии ЭП).

В случае редкого использования электронного ключа ЭЦП генерируется на официальном сайте налоговой инспекции бесплатно, специально для отправки конкретного документа. Срок действия такого кода – не более пяти дней.

Наличие ЭЦП подтверждает серьезные намерения предпринимателя, прозрачность ведения бизнеса. Получение ключа не представляет сложности даже для начинающих бизнесменов – достаточно подготовить правоустанавливающие документы и следовать пошаговой инструкции на сайте Удостоверяющего центра. Стоимость услуги колеблется в диапазоне от 1500 до 2100 рублей.