Любой интернет-магазин физических товаров, будь то мебель или смартфоны, обеспечивает все шаги покупки: выбор, оформление заказа, оплата и доставка. Первые три этапа осуществляются в режиме онлайн прямо на сайте и не требуют каких-либо расходов. Четвертый, логистика, для многих интернет-магазинов является одной из самых больных тем, особенно если ресурс работает по всей стране.
Вам придется позаботиться о целом ряде моментов:
- прием товара от поставщика;
- хранение;
- упаковка;
- отправка покупателю;
- прием оплаты;
- обработка возвратов и пр.
Все это может потребовать больших затрат, поэтому только крупные торговые площадки используют собственные ресурсы и персонал для организации курьерской доставки. Большинство интернет-магазинов организуют логистику посредством специальных компаний, которые берут на себя обязанности по доставке.
Допускаются различные варианты сотрудничества, которые отличаются зоной влияния и ответственности. При этом существует несколько видов логистики, которые обязательны для современной электронной коммерции. И их необходимо изучить.
Закупочная логистика
Касается отношений между торговой точкой и поставщиком продукции. Это этап, когда интернет-магазин только получает товар, но еще не отправляет его конечному потребителю. Возможны два варианта сотрудничества:
- оптовые покупки;
- дропшиппинг.
В первом случае магазин приобретает большую партию какого-либо товара, чтобы после его реализовывать. Этот вариант предполагает наличие складского помещения для хранения, откуда заказ будет отправляться курьерской службой до потребителя. Оптовые закупки требуют расходов на непосредственно покупку товара, аренду и обслуживания склада. Но они компенсируются возможностью приобрести крупную партию по низкой цене, увеличив свою прибыль при продаже отдельного продукта.
Второй вариант – дропшиппинг, или прямая поставка. В этом случае интернет-магазин не содержит у себя товар, а при оформлении заказа от клиента отправляет запрос поставщику. Последний упаковывает груз и отправляет напрямую или через логистические службы непосредственно покупателю. Такой вариант исключает необходимость в складе и закупке крупных партий, но возможность продать товар и сроки поставки будут целиком зависеть от поставщика, что может вылиться в дополнительные проблемы.
Складская логистика
Охватывает отправку товара от интернет-магазина до конечного потребителя посредством курьерской службы или своими силами. Возможны такие схемы работы:
- собственный склад. Компания приобретает и оборудует помещение, где планирует хранить закупаемые товары для их последующей упаковки и отправки. Такой вариант актуален только для крупных интернет-магазинов с большими объемами поставок – покупка и содержание склада требуют больших ресурсов. Маленькие торговые площадки в условиях экономического кризиса и высокой конкуренции подобные затраты не потянут;
- аренда склада. В производственном плане вариант схож с предыдущим – хранение, упаковка, отправка. Но само складское помещение берется в аренду, что означает постоянные расходы на оплату услуг. Вариант дешевле и доступнее, однако из-за нестабильного курса валют стоимость аренды может резко подрасти;
- фуллфилмент. Этот способ предполагает полное делегирование всех процессов, связанных с логистикой, специализированным компаниям. Он охватывает хранение товаров, прием и оформление заказов, упаковка грузов, отправка, прием оплаты и пр.