Внеплановые проверки специализированных ведомств – это серьезное испытание для любого предприятия. Главная сложность заключается именно во внеплановости.
Проверка может быть проведена по различным причинам, о факте ее инициации компания предупреждается за сутки до даты проведения. Поэтому подготовиться к ней при получении уведомления практически невозможно – это нужно делать заблаговременно. Более того, нужно знать, что проверяется, какие у вас как бизнесмена есть права и каким требованиям должны отвечать проверяющие. Это позволит избежать нарушения прав и попыток запугивания.
Что входит во внеплановую проверку Роспотребнадзора
Служба охватывает множество сегментов коммерческой деятельности, в том числе компетенцию СанЭпидемСтанции. Чаще всего проверки затрагивают заведения общественного питания: рестораны, кафе, бары, столовые, а также производственные предприятия, выпускающие продовольственные товары.
В сферу обязанностей службы входят:
- проверка соответствия нормам закона о защите прав потребителей;
- аудит гигиенической и социальной среды на предприятии;
- санитарно-эпидемиологические тесты;
- проверка аттестации работников, имеющих доступ к продуктам питания;
- анализ соблюдения требований об энергосбережении.
Проверка может быть инициирована по разным причинам. Во-первых, при поступлении жалобы. Ее может подготовить потребитель или организация. Основанием для жалобы являются реализация продукции с истекшим сроком годности, неправильное хранение, обработка с нарушениями правил и пр. Во-вторых, на основании предписания. Оно формируется при условии, что ранее проведенная проверка службой выявила различные нарушения. Предписание обязывает компанию устранить их в течение указанного срока. Внеплановая проверка в этом случае направлена на определение факта устранения нарушений и подтверждения.
Требования к внеплановой проверке и нарушения Роспотребнадзора
При организации данного мероприятия нужно подготовить документ – распоряжение руководителя Роспотребнадзора, закрепленное печатями и подписями. Свою подпись также должен оставить предприниматель или руководящее лицо. Проверяющие должны предоставить удостоверения.
В документе отражаются:
- дата проведения;
- предмет проверки;
- основания для проверки;
- перечень нарушений (если была представлена жалоба).
Если в документе нет какой-либо информации, представители отказываются показывать удостоверения или на объекте нет лиц, имеющих право принимать проверяющих, в проверке может быть отказано.
Что касается прав руководителя или другого должностного лица, то при проведении проверки он может:
- присутствовать на объекте при организации, давать пояснения по озвученным вопросам, которые относятся к предмету;
- получать полную информацию от сотрудников по предмету проверки;
- получить на руки результат проверки, ознакомиться с ним и указать свое согласие или несогласие;
- обжаловать действия должностных лиц, если они привели к нарушению прав юридического лица или предпринимателей;
- возместить ущерб, который был причинен сотрудником Роспотребнадзора в ходе проверки.
На практике чаще всего встречаются такие нарушения со стороны службы:
- проверка проводится без присутствия должностных лиц или его представителей;
- инспекторы требуют изъять оригиналы документов или просят предоставить данные, которые не относятся к предмету проверки;
- нарушаются сроки проведения;
- не составлены акты при сборе образцов для анализа.
В этих случаях вы можете подать запрос на обжалование результатов проверки или признать ее нелегитимной.