Задача руководителя предприятия — составить план развития организации и учесть проблемы, которые могут возникнуть в работе. Превентивное управление призвано сократить всевозможные риски, а кризисное управление — исправить сложившуюся ситуацию, ведущую к краху компании. Все они стремятся обеспечить соблюдение технологических процессов, стабильность заказов, лояльное отношение кадров, оптимизировать соотношение доходов и расходов.
Что стоит понимать под рисками
Под рисками принято понимать:
- вероятность недостижения поставленных целей;
- вероятность наступления события, влекущего за собой потери доходности или нанесение серьезного ущерба.
Выделяют риски, связанные со случайными убытками, которые нельзя было предусмотреть. Остальные расходы рассматриваются как предвиденные, их можно и нужно учитывать при расчете себестоимости товара или услуги. Например, если вы планируете открытие транспортной компании, важно в статье расходов прописать не только покупку грузовика, но и регулярное ТО, капитальный и срочный ремонт, расход ГСМ, бензина, страховых издержек и другие статьи. Если водитель уйдет на больничный, нужно предусмотреть фонд для выплаты вознаграждения лицу, способному временно заменить его.
Грамотный специалист занимается оценкой прямых (независимых) рисков и рисков, вызванных определенными выгодами (сопутствующих), их анализом и составлением прогнозов. В расчет берутся организационные, инвестиционные, финансовые, страховые, кредитные, репутационные риски. На основании полученных выводов разрабатывается стратегия управления, призванная повысить конкурентоспособность предприятия.
На чем строится превентивное управление
Деятельность риск-менеджера строится на такой схеме:
- Сбор информации по выбранному направлению.
- Обнаружение рисков и их анализ.
- Разработка и внедрение превентивных мер.
- Наблюдение, сбор данных, контроль ситуации, оперативное внесение изменений в политику предприятия.
При оценке ситуации важно использовать самую актуальную информацию. Для анализа устанавливаются определенные критерии, которые помогают выявить потенциальные угрозы и систематические ошибки, снижающие эффективность предприятия.
Самыми распространенными техниками сегодня считаются FN-кривые, Байесовы сети, HACCP, FMEA, а также наглядная диаграмма «Галстук-Бабочка», анализ так называемого дерева отказов. Эксперты опираются на стандарты, прописанные в ISO/IEC 31010:2009.
В работе можно использовать готовые формы и рекомендации, однако готовых шаблонов для решения проблем в той или иной отрасли не существует. Для лица, отвечающего за минимизацию рисков, важен позитивный настрой и вера в собственный успех.
Опытные специалисты рекомендуют при разборе задач выбирать приоритетные задачи и делать ставку именно на них, не рисковать большим в пользу малого и рассматривать несколько вариантов действий, определяя оптимальное решение.
Используемые в работе методики
Чаще всего риск-менеджеры практикуют:
- Страхование — передачу ответственности за возмещение потенциального ущерба страховой компании.
- Полный отказ от сомнительных методов или направлений работы.
- Формирование резервов компании — такая стратегия называется методом принятия.
- Профилактические мероприятия — метод снижения потенциальных рисков.
- Аутсорсинг рисковых функций, которые могут стать затратными, — самый популярный, метод передачи.
Допускается использование одной или нескольких методик. Дополнительно можно задействовать социальные, экономические, правовые инструменты.