Проведение налоговых проверок является неотъемлемой составляющей контроля за соблюдением индивидуальным предпринимателем законодательства в сфере уплаты налогов и сборов. Такие проверки могут быть выездными и камеральными. Причем последние проводятся регулярно и могут привести к назначению более жестких проверочных мероприятий, привлечению ИП к ответственности, начислению пеней и штрафов. Рассмотрим данный вид налоговых проверок детальнее.
Что такое камеральная проверка?
Под камеральной проверкой законодательство понимает проверочное мероприятие в форме анализа и аудита поданных предпринимателем в налоговую инспекцию документов. Иными словами – это документальная проверка, которая начинается с момента подачи декларации ИП. Она:
- проводится автоматически, без постановления руководителя ИФНС и уведомления налогоплательщика;
- проходит в течение 3-х месяцев с момента подачи декларации (для НДС – 2 месяца), но может быть завершена ранее;
- в отличие от выездной, не предполагает посещения налогоплательщика, а местом ее проведения является контролирующая налоговая инспекция;
- заключается в анализе поданных ИП и других документов, которые есть в распоряжении ИФНС, на предмет выявления неточностей, несоответствий или нарушений налогового законодательства;
- может сопровождаться истребованием у предпринимателя дополнительных документов.
Порядок проведения камеральных проверок урегулирован Налоговым кодексом и ведомственными актами. Они – регулярные и постоянные, проводятся в отношении каждого ИП. Если недочеты не будут найдены, проверки не приводят ни к каким последствиям для налогоплательщика.
Этапы проведения
Процедурно камеральная проверка проходит в такие этапы:
- прием деклараций от ИП и передача их в отдел камеральных проверок для анализа;
- проверка деклараций на наличие ошибок и несоответствий: опечатки информации об ИП и контактной информации (ИНН, месторасположение, телефон), правильность применения налоговых льгот и ставок, исчисления налоговой базы, арифметического подсчета сумм, обоснованность указанных налоговых вычетов. Для этого анализируется сама декларация и другая документация, которая имеется в распоряжении налоговой (декларации контрагентов, отчетность за предыдущие периоды и другие налоги и т. п.);
- в случае если ошибки выявлены – истребование у ИП пояснений или дополнительных документов. Ответить на требования инспекции нужно в течение 5-ти дней;
- анализ дополнительных документов и составление акта камеральной проверки, внести возражения плательщик вправе на протяжении 30-ти дней или предоставить исправленную отчетность, уплатить доначисленные суммы налога при необходимости.
В случае подачи возражения вопрос рассматривает глава ИФНС, который принимает окончательное решение о привлечении ИП к ответственности.
Когда у ИП могут быть истребованы пояснения?
Перечень оснований для истребования пояснений у предпринимателя и проведения углубленной камеральной проверки не является исчерпывающим. Как правило, налоговая потребует исправлений и изменений в случае:
- технических недочетов отчетности (использование старой формы, ошибки в заполнении, опечатки);
- арифметических ошибок в представленных расчетах;
- противоречий в нескольких предоставленных документах или с информацией, которая есть в распоряжении налоговой;
- применения пониженных ставок страховых взносов;
- недостаточности оснований для применения налоговых льгот;
- убыточных показателей по налогу на прибыль.
Во всех этих случаях предпринимателя могут попросить лично явиться в ИФНС для дачи пояснений, предоставить письменные пояснения или документы, подтверждающие достоверность указанных в декларации данных и проведенных расчетов.