В ходе осуществления предпринимательской деятельности ИП сталкивается со множеством трудностей. Одна из самых неприятных – налоговая проверка. Проблема заключается в том, что зачастую сложно уследить за всеми требованиями законодательства. Какие-то могут быть труднореализуемы, а другие – недостаточно прозрачно описаны. Даже полностью «чистый» ИП может быть оштрафован в ходе проверки. Чтобы этого избежать, необходимо правильно подготовиться к процедуре.
Виды проверок и изучаемой документации
Налоговая служба по отношению к индивидуальному предпринимателю может проводить два вида проверок:
- камерная;
- выездная.
Первая осуществляется в самом ведомстве на основании полученной отчётности и документации. Срок организации составляет 3 месяца с даты получения декларации. При этом предприниматель не информируется об её инициации. В ходе мероприятия изучаются предоставленные отчёты на предмет нарушений или несоответствия данных. Если в них будут обнаружены ошибки или недостоверные сведения, налоговая служба может потребовать от ИП предоставить дополнительную документацию для разъяснения. Выполнить требование нужно в течение 5 дней с момента получения уведомления, иначе на предпринимателя будет наложен штраф. Чаще всего такая ситуация происходит при анализе ИП, работающих по УСН в рамках налогового режима «Доходы минус расходы».
Также важно отметить, что камеральную проверку могут провести не только во время существования ИП, но и после его закрытия. В последнем случае периодичность возможной инициации процедуры составляет 3 года. Это означает, что предприниматель должен хранить отчётную документацию в течение 4 лет с момента закрытия.
Выездная проверка осуществляется непосредственно на месте. О ней предприниматель информируется уведомлением заранее: за 3 дня до начала для плановой и за 1 день – для внеплановой. Тут необходимо учесть ряд моментов:
- если у ИП отсутствует рабочий офис или помещение, проверка будет проводиться в отделении налоговой службы. Проведение процедуры в жилом помещении без согласия проживающих невозможно;
- внеплановая проверка может проводиться в любое время независимо от того, прошло ли 3 года с момента предыдущего планового мероприятия;
- процедура инициируется только при обнаружении серьёзных нарушений, например, невыплате налогов в крупных размерах. Организация проверок при мелких нарушениях зачастую нецелесообразна, поскольку требует больших затрат времени и средств со стороны ФНС.
Подготовка к проверке
Главная проблема при инициации процедуры – это отсутствие какой-либо документации или несоответствие данных. В первую очередь необходимо проверить документацию и подготовить её.
Допускается два варианта решения проблемы:
- самостоятельный поиск и устранение нарушений. Проверьте бухгалтерскую документацию, подготовьте налоговую отчётность, изучите трудовые договора и пр. Всё это требует большого опыта и времени, поэтому для выполнения поставленной задачи пригодится квалифицированный бухгалтер. Если у вас в штате нет такого специалиста, можно нанять стороннего работника в аутсорсинговых агентствах;
- обращение в специализированную компанию. Этот вариант может быть как разовый для подготовки к проверке, так и постоянный. Во втором случае вы полностью делегируете документооборот и подготовку бухгалтерской отчётности стороннему агентству. Этот способ требует дополнительных денежных затрат, но позволяет избежать штрафных санкций и других проблем, связанных с проверкой.
Помните, что по завершении процедуры подготавливается акт, в котором указаны выявленные проблемы и сроки по их устранению. Предприниматель может обжаловать итог проверки в течение 1 месяца с момента составления, если он не согласен с принятыми инспекцией решениями.