Общие основы стратегического планирования

Общие основы стратегического планирования

Стратегическим планированием является перечень правил, комплекс мер и направлений, которые позволяют формировать цели компании и пути их достижения. Именно планирование стратегии фирмы лежит в основе всех решений предпринимателя. Грамотная работа в управлении позволяет проанализировать рынок, выбрать направление развития и реализации, а также понять, какие изменения необходимы для максимально эффективного бизнеса.

Некоторое время назад считалось, что планирование стратегии необходимо только крупным корпорациям, однако сейчас многие организации поняли необходимость и значимость планирования стратегии вне зависимости от размеров и оборотов.

Этапы стратегического планирования

  • Выделение миссии и целей компании.
  • Анализ компании и определение возможностей и потенциала.
  • Выбор стратегии развития.
  • Реализация стратегических правил.
  • Оценка результатов.

Миссия и цель компании

Под миссией компании стоит понимать выбранный концепт направления, к чему фирма. Миссия заключается в том числе и в статусе предприятия, принципах его работы, намерениях руководящих лиц, параметрах хозяйства. Именно этот подпункт стратегии включает в себя направленность и ценности организации.

Цели должны быть четко ориентированными во времени, конкретными и измеримыми, адресными и контролируемыми. Они формулируются довольно конкретно и в той форме, которая доступна для реализации.

Стратегический анализ

Анализ является инструментом управления, позволяющим собирать и формировать оценку фирмы, чтобы максимально эффективно тратить ресурсы и развиваться в выгодных направлениях. Для стратегического анализа используются некоторые типы матриц, которые помогают анализировать производства, процессы, подразделения и пр. Вместе с внутренним анализом следует выполнять и внешний. Он дает возможность изучить, как влияет экономика, политическая ситуация, ресурсы, культура и другие параметры окружающей среды на деятельность компании.

Выбор стратегии

В этот этап входит формирование альтернативных путей развития, а также оценка максимально выгодных направлений. Для грамотного выбора стратегии следует использовать специальный инструментарий, позволяющий выбрать максимально эффективное направление для компании.

Реализация

Грамотная работа на предыдущих этапах позволит компании прийти к поставленным целям. Если где-то будет допущена ошибка, то фирме придется заново разрабатывать стратегию с учетом допущенных ошибок. Нужно на этапе реализации донести до сотрудников фирмы цели и планы, чтобы достичь максимальной отдачи и погружения в процесс. Немаловажна вовлеченность руководства, которое отвечает за наличие ресурсов для реализации стратегии.

Оценка стратегии

Она включает в себя полноценный анализ, который должен ответить на некоторые вопросы:

  • приводит ли стратегия к намеченным целям;
  • соответствует ли она требованиям окружения;
  • соотносятся ли стратегия и потенциал компании;
  • каковы риски и насколько они оправданы.

Так как стратегический расчет не имеет установленной формы, стоит составлять его максимально грамотно, чтобы эти усилия не стали пустыми. Стратегическое развитие компании концентрируется на окупаемости расходов, а не фактической прибыли и контроле бюджета.

Своевременный и полноценный анализ стратегического движения компании позволяет оперативно вносить коррективы в концепцию и добиваться максимальных результатов.