Интернет-магазины уже давно перестали быть единственной торговой точкой в сети. С расширением электронной коммерции и ростом предложений на рынке начали появляться и другие ресурсы – маркетплейсы. Это специальная интернет-платформа, которая объединяет предложения от различных магазинов. Можно считать их онлайн-каталогами или агрегаторами.
Пользователи интернета хорошо знакомы с сервисом «Яндекс.Маркет», но сегодня в России уже работают и другие, например, «Беру!». Покупатель заходит на сайт маркетплейса, выбирает категорию товара или вводит его название. Система представляет ему предложения от различных интернет-магазинов. Не уходя со страницы, он может:
- изучить цены и комплектацию;
- узнать детали доставки в свой город или о наличии в торговых точках;
- ознакомиться с отзывами на магазин;
- оформить заказ.
Для конечного потребителя маркетплейсы удобны тем, что можно сравнить цены на один товар в разных торговых точках и выбрать оптимальный вариант. Это обеспечивает экономию времени и средств. А какова польза для интернет-магазинов и есть ли она?
Преимущества использования маркетплейсов
Сотрудничество с торговыми площадками может обеспечить ряд положительных моментов:
- реклама. Молодые интернет-магазины зачастую не имеют наработанной репутации, поэтому их сложнее рекламировать. Маркетплейсы по большей части уже сформировались, имеют репутацию и постоянную аудиторию. И ее можно конвертировать в клиентов магазина, увеличивая посещаемость и количество продаж. Расширяется охват покупателей, что также положительно сказывается на результатах работы;
- различные варианты взаимодействия. Маркетплейс может работать только в качестве каталога, где покупатели выбирают товары, после чего перемещаются на страницу вашего интернет-магазина и оформляют заказ. Или как полноценная торговая точка, через которую проходит оформление товара и оплата (например, как в Ozon). Во втором случае можно сократить расходы на создание самого онлайн-магазина, поскольку вся торговля будет вестись через крупную площадку;
- взаимосвязь с покупателями. На многих маркетплейсах можно оставлять отзывы не только на сам товар, но и на интернет-магазин, который его продает. Изучив их, вы можете понять, что нравится или не нравится вашим покупателям, какие детали нужно доработать или внедрить. Это поможет получить обратную связь и улучшить бизнес.
Негативные моменты
Важно отметить, что в использовании маркетплейсов есть и отрицательные моменты. Прежде всего, это потеря индивидуальности. Любой интернет-магазин – это отдельный ресурс, который может отличаться не только ассортиментом товаров, но и дизайном, функционалом, акционными предложениями. Все это привлекает клиентов. На торговых площадках дизайн всегда един, все уникальные моменты отсутствуют. Поэтому вы, как продавец, почти не будете отличаться от других участников – только ассортиментом и ценой, то есть наработать лояльность не получится.
Другой нюанс – это расходы на обслуживание. Если они не будут обеспечивать желаемую прибыль и приток клиентов, то необходимости в маркетплейсе попросту нет. Третий момент – это невозможность продвигать свой бренд: вы работаете на другой торговой площадке.
Стоит ли использовать маркетплейсы? Это хороший вариант для уверенного старта, когда у интернет-магазина недостаточно аудитории, дополнительный источник трафика. Но при этом нельзя забывать и об отрицательных моментах, чтобы не потерять аудиторию и свою индивидуальность на рынке, где существует высокая конкуренция.